USD
1
Доллар США
66,745 0,125
EUR
1
Евро
75,776 0,395
CNY
10
Китайских юаней
96,789 0,251
JPY
100
Японских иен
59,342 0,591
Дата: 19.12.2018
Источник: ЦБ РФ

200px-Russia 16.svg

--2 2

Дежавю в зеркальном отражении

 

1409-15-99

Фотокорреспондент Владимир Кузнецов в представлении не нуждается: за полвека работы на Дальнем Востоке, где он представлял газету «Комсомольская правда» и журнал «Огонек», а позже на том же поприще трудился в правительстве Хабаровского края,  его фоторепортажи стали неотъемлемой частью нашей жизни. Как переправа Ванино-Холмск и БАМ, новостройки Хабаровска и  заводы Комсомольска-на-Амуре,  таежная и рыбацкая  глубинка.

 Очередная книга мастера еще не в переплете, а в распечатанных принтером листах.  На них публицистика соседствует с кадрами, черно-белыми и цветными, но неизменно притягательными, ибо в них мы с вами и события,  к которым мы имеем прямое отношение. Готовящаяся к изданию книга называется «Дежавю в зеркальном отражении». «Короткое слово из французского лексикона имеет обширное толкование, - вводит нас в курс Владимир Афанасьевич. - Это и ощущение человека уже побывавшего в подобной ситуации, и видевшего представленные картины из прошлого, сохраненного сознанием как приятные и дорогие воспоминания».

Что дорого автору, мы видим с первых страниц. Это Амур, Хабаров и Муравьев, вознесенные на пьедесталы. И, конечно же, Охотск, откуда шло освоение тихоокеанского побережья русскими людьми,  где начиналась история Хабаровского края.

В 1991 году «Комсомольская правда» организовала журналистский тур от истоков Амура до его устья. Две недели международная команда интервьюировала местных жителей, щелкала затворами фотокамер.  «Мы бродили по заросшим уже не холмам, а холмикам, - так описывает Владимир Афанасьевич  посещение Албазина, который трижды сжигали маньчжуры, но казаки, крестьяне, ремесленники неизменно восстанавливали это первое на Амуре русское поселение. - Давным-давно сгнили бревна, ограждавшие крепость, сравнялись с землей строения, и только маленький макет Албазинской крепости - главный экспонат музея - будоражил мысли. И я порой стыдливо опускал глаза, оставляя некоторые вопросы коллег без ответа. Все мы чуть ли не с детства знаем о сражениях на Куликовом поле или под Бородино. История познакомила нас с глобальными событиями жизни России. Но мы не находим времени отклониться от утвержденных в больших кабинетах программ, чтобы познать самим и передать детям то, что происходило на малой родине, чем жили наши предки в третьем, пятом поколении».

«Люблю отчизну я, но странной любовью», - эти лермонтовские строки, наверное, мог бы повторить Кузнецов, не склонный к елею,  воспринимающий  действительность такой,  какая она есть, с провалами в экономике,  обнищанием в глубинке. «Сага о рыбаках и рыбе» - так он назвал главу, в которой раскрывает романтику профессии,  рассказывает о прибрежном и океаническом промысле,  перерабатывающих предприятиях. В упомянутом 1991 году экспедиция «Комсомольской правды» останавливалась в рыбацком поселке Дуди Ульчского района. «Дегустация продукции комбината привела в восторг моих иностранных коллег, - пишет Владимир Афанасьевич. - Волею судьбы через два десятилетия я снова оказался в поселке Дуди. Страшная разруха поразила. Голые стены бывшего консервного цеха смотрели на меня пустыми глазницами оконных проемов. По всей площади огромные россыпи неиспользованной банкотары и проржавевшие корпуса судов. С отходящего теплохода с туристами я сфотографировал две худеньких фигурки, стоящие на берегу. Подумал, что их ждет в завтрашнем дне?..»

С черно-белой фотографии эти девчушки смотрят на нас с полуразрушенного причала.  Московские реформаторы вкупе с местными чиновниками  уготовили им самозанятость, а по сути феодализм. Тысячи тонн нефти закачиваются в танкеры в Ульчском районе,  транснациональные компании подсчитывают прибыль, а что остается коренному населению, кроме убогих жилищ и разбитых дорог?

Морская тема - пожалуй, любимая в творческом багаже Кузнецова. Наверное, потому, что срочную службу он проходил на подводной лодке. Да и кого из дальневосточников не манил флот - военный и пассажирский, научно-исследовательский и ледокольный? Кузнецов имел возможность ходить в моря на разных судах, общаться с  капитанами и не только с ними.  А еще он не откладывал в сторону камеру, если видел то, когда за державу обидно, как выражался таможенник Верещагин из фильма «Белое солнце пустыни». Щемит сердце, когда  мы встречаем в кадре  авианесущий крейсер «Минск», отправленный на металлолом в приснопамятные 90-е годы. И многопалубные круизные суда Амурского пароходства,  погубленные в те же проклятые годы. И станочников  «Дальдизеля», старейшего предприятия Хабаровского края,  записанного в банкроты.  Невольно возникает вопрос: почему могильщики отечественной индустрии до сих пор у власти?

Не только Хабаровский край исходил и объездил Кузнецов. В книге широко представлены Приморье, Сахалин, Крайний Север. Полвека работы на Дальнем Востоке - это не только впечатляющий архив кадров, дружба со своими героями на всю оставшуюся жизнь. Это и личная ответственность журналиста, обязывающая не промолчать, высказаться,  привлечь внимание, когда рядом довольствуются избитой пластинкой «Все хорошо, прекрасная маркиза…»

 Если Кузнецов рассказывает нам о выдающихся деятелях прошлого, благодаря которым Россия прирастала новыми землями на востоке, то он - историк.  В фотографиях, представляющих богатство флоры и фауны Приамурья,  пояснениях и комментариях он - географ и биолог.  Ему, как, впрочем, и всем фотожурналистам, посвятил свои строки хабаровский поэт Александр Урванцев.

   Знаю я, что он всегда неистов,

   Как пчела, туда-сюда снуёт…

   Но скажу: у фотожурналистов

   Жизнь, увы, друзья, совсем не мед.

    Он освоил тысячи маршрутов,

    И еще мне хочется сказать:

     Он готов всегда по трое суток

     Ради снимка одного шагать!

 «Владимир Афанасьевич Кузнецов - человек-эпоха, - написал  в предисловии к книге главный редактор «Комсомольской правды» Владимир Сунгоркин.  -  Эта эпоха, казалось бы, ушла в далекое-далекое прошлое, и чего ее вспоминать. А вот ничего подобного. Никуда она не ушла. Все это, что кормит и поит страну и обеспечивает ее экономическое выживание, - все это создано как раз теми людьми, чьи лица и дела запечатлел своим старинным фотоаппаратом корреспондент «Огонька» и «Комсомольской правды» Володя Кузнецов. Вместе с ним мы тогда работали на ударных стройках коммунизма на любимом Дальнем Востоке, встречались на просеках будущих великих магистралей и в котлованах будущих городов. Все это было построено как раз в те оплеванные и оклеветанные годы, которые потом обозвали застойными.  Спасибо эпохе. И спасибо хранителю памяти - Кузнецову Владимиру Афанасьевичу».

                                                                 Михаил Карпач

Разработка сайта Web-студия Zavodd - разработка сайтов в Хабаровске

Яндекс.Метрика