USD
1
Доллар США
65,307 -0,507
EUR
1
Евро
75,370 0,046
CNY
10
Китайских юаней
94,146 -0,790
JPY
100
Японских иен
57,924 -0,621
Дата: 23.10.2018
Источник: ЦБ РФ

200px-Russia 16.svg

--2 2

Дорога, дорога, ты знаешь так много…

 

 7

 На железных дорогах России завершается сезон летних пассажирских перевозок. В кассах уже начали предварительные продажи билетов и на осень, и на Новый год - по всей России и за рубеж. Как железнодорожниками обеспечивается безопасность пассажиров и сохранность их багажа? Об этом наш сегодняшний репортаж.

Транспортная полиция:
всегда рядом с пассажиром
Любое железнодорожное путешествие начинается на вокзале. Рамка металлоискателя на входе, постоянные напоминания диктора о необходимости не забывать свои вещи и сообщать о бесхозных сумках - это первый рубеж безопасности. Внутри вокзала, на перроне - постоянно находятся мобильные наряды транспортной полиции. И главное - постоянное видеонаблюдение.
В светлом и просторном дежурном помещении Линейного отделения внутренних дел станции Хабаровск‑1 МВД РОССИИ на транспорте - два десятка экранов, на них в реальном времени выводится информация с сотен камер видеонаблюдения. Все записывается и долго хранится.
-Бывает, пассажир к нам спустя месяц после возвращения из путешествия обращается: «Куда пропала моя сумка?» Отматываем, смотрим и всегда находим - обычно забытые вещи передаем в камеры хранения, - говорит начальник дежурных частей Хабаровского ЛОВД управления МВД России на транспорте подполковник полиции Владимир Пак. - Краж чемоданов и сумок, бумажников на вокзале практически сейчас не бывает- «криминальный элемент» убедился в немедленном пресечении их противоправных действий. Никаких нетрезвых маргиналов в зале ожидания - там имеют право находиться или пассажиры с билетами в ожидании поезда, или встречающие.
На вокзале основная работа у нас - это борьба с наркокурьерами, которые пытаются привезти с западного направления наркотики. И еще - борьба с нерадивыми пассажирами, которые пытаются сократить путь к вагонам и пытаются пересечь рельсы в неустановленных местах.
Или еще хуже - пролезть с вещами под вагонами, что категорически запрещено. Ведь мимо вокзала проносятся и пассажирские, и грузовые составы, движутся и локомотивы. Приходится разъяснять азбучную истину: выиграешь минуту - можешь потерять жизнь. В августе открылся после реконструкции подземный пешеходный переход, и  выход пассажиров на рельсы  практически исключен.
Линейное отделение на транспорте тем и отличается от территориальной полиции, что работает на линии. Зона ответственности ЛОВД станции Хабаровск‑1 - от станции Бикин до станции Архара. Вот сейчас выставляется на перрон московский поезд - до Архары правопорядок в нем будет обеспечивать наряд из двух сотрудников полиции. В Архаре их сменит другой наряд, а наши сотрудники после отдыха будут сопровождать встречный пассажирский поезд до Хабаровска.
Правонарушения в вагонах пассажирских поездов - это, в основном, употребление некоторыми пассажирами спиртных напитков и как следствие - нарушения общественного порядка. Краж вещей практически не бывает - ведь проехать в вагоне можно лишь по предъявлению и билета, выписанного на конкретный паспорт, и самого паспорта - проводникам на перроне при посадке.
А в системе продажи билетов «Экспресс» все паспортные данные пассажиров сохраняются. Анонимность жуликов и их безнаказанность исключена - вот поэтому кражи в пути чрезвычайно редки. А вот пропажи сотовых телефонов, ноутбуков, смартфонов и планшетников случаются нередко. Или пассажиры «прихватизируют» стоящие на зарядке устройства, или сами пассажиры их забывают, а спустя несколько дней вспоминают, обращаются в транспортную полицию.
Но число пропаж телефонов постоянно уменьшается - потому что сотрудники транспортной полиции научились с помощью операторов и техники отслеживать нахождение гаджетов в любой точке страны.

«Катится красненький вагон»…
Мало кто знает, что пассажирский вагон может служить свыше 30 лет, как океанский лайнер. И у него есть свой персональный номер. Но на линию его выпускают только после положенного осмотра и ремонта. Обо всех действиях ремонтников с вагоном, о его состоянии говорит своеобразный паспорт в компьютерной базе данных. Кроме того, каждый вагон состоит на учете в Москве, в головном офисе пассажирской компании.
В вагонном участке Хабаровск (ЛВЧ‑1) перед выставлением поезда на перрон уже провели все положенные процедуры: помыли, продезинфицировали, заменили изношенные детали, «просветили» рентгеном колесные пары, проверили буксовые узлы, электропроводку (она на 36 вольт), зарядили аккумуляторные батареи, заменили изношенные тормозные колодки.
К рейсу готовится М.В. Леонов - проводник ЛВЧ‑1, он работает 26-й год.
-Перед рейсом, после проверки исправности вагона, мы с поездной бригадой загружаем все необходимое для дальней дороги - от комплектов белья до чая и аптечки, - говорит Михаил Владимирович, - вагоны в большинстве своем новые, современные, очень надежные.
Вдоль корпуса каждого вагона проложены ребра жесткости, есть системы сигнализации о пожаре, о перегреве букс, огнетушители. Только что в Хабаровске презентовали 10 новых плацкартных вагонов, которые поступили в Дальневосточный филиал АО «ФПК» для эксплуатации на полигоне Дальневосточной магистрали. Новые вагоны обновили оба состава поезда № 667/668 «Юность» Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре.
16 новых вагонов также распределены в фирменные поезда № 35/36 Хабаровск - Благовещенск и № 81/82 «Гилюй» Тында - Благовещенск и уже курсируют по маршрутам с конца января.
Загрузив все необходимое в дорогу, Михаил Владимирович проводит небольшую экскурсию. По его словам, вагоны производства Тверского вагоностроительного завода оснащены современным оборудованием и полностью автоматизированной системой жизнеобеспечения.
Климат-контроль, экологически чистые туалетные комплексы, система фильтрации воды, камеры видеонаблюдения, электрические розетки и разъемы USB в каждом купе - лишь неполный список технических новшеств данных вагонов, способных удовлетворить требования пассажира.
В служебном отделении проводника каждого вагона установлено сигнальное устройство системы безопасности и связи, переговорное оборудование для связи обслуживающего персонала со штабным вагоном.
Безопасность пассажиров также обеспечивает пожарная сигнализация и система пожаротушения. Служебное купе оборудовано холодильником, микроволновой печью, аппаратом для нагрева и охлаждения воды.
Современные технологии использованы и в энергетическом оборудовании. Так, все управление электропитанием и настройки микроклимата вагона сосредоточены на сенсорном мониторе.

Локомотив вперёд летит…
Готовый к рейсу состав за полчаса до отправления из вагонного депо выставляет к перрону маневровый тепловоз, а затем к «голове» состава подходит могучий магистральный электровоз ЭП‑1. Локомотивная бригада - два человека. С.С. Слепцов, машинист II класса локомотивного эксплуатационного депо Хабаровск‑2, его стаж 9 лет, водит как электровозы, так и тепловозы. Помощник машиниста И.М. Лондарь работает 3-й год. Они проверяют автосцепку, соединяют коммуникации, проверяют тормоза, «осаживают» состав для пробы автотормозов.
Машинист на железной дороге - главное лицо! Многие из них имеют за плечами как минимум техникум, а то и заочный университет путей сообщения. Сегодня, после предрейсового отдыха, явившись в эксплуатационное локомотивное депо станции Хабаровск‑2, они прошли тщательный медицинский осмотр, проверили состояние локомотива.
И вот - длинный гудок, и уплывает назад Хабаровск.
Скорость пассажирского поезда - до 120 километров в час, за спину стремительно уносятся полустанки и станции, на пульте управления локомотивом дублирующий светофор показывает зеленый свет. И все равно, заметив впереди зеленый семафор, помощник Иван Лондарь говорит: «Зеленый!» И, как эхо, машинист Сергей Слепцов подтверждает: «Зеленый!»
-А что будет, если проехать на красный сигнал?
-У каждого семафора при горящем запрещающем сигнале система централизованной блокировки (СЦБ) через индукционную катушку подает сигнал. А внизу каждого локомотива есть специальный индукционный приемник, и он автоматически включит экстренное торможение состава.
-А если в хвосте поезда загорится букса?
-Вы не заметили маленькие столбики у самых рельсов? Это специальная инфракрасная система, которая реагирует на нагрев буксового узла. Она подсоединена к единой системе безопасности и моментально сообщит диспетчеру, что у такого-то поезда греется букса. И диспетчер об этом тотчас сообщит машинисту.
Станция Биробиджан, стоянка 20 минут. Пока пассажиры разминают ноги на перроне, вдоль всего состава идут с молоточками осмотрщики вагонов - очень квалифицированные и уважаемые на дороге специалисты. С одного взгляда и по звуку молотка определить возможные трещины и другие неисправности колесных пар - это достигается многолетним опытом.
Перед железнодорожными переездами машинист снижает скорость, дает длинный гудок и внимательно смотрит на собравшиеся перед шлагбаумом автомобили.
-Система СЦБ при приближении поезда опускает шлагбаум, там звенит звонок, перед машинами включается красный сигнал светофора, понимается плита заградительного устройства, - говорит Сергей Сергеевич, - но есть отдельные недисциплинированные водители, которые стараются «проскочить» перед составом. В таких местах бдительность должна быть особая.
Ни на минуту в кабине не умолкает динамик поездной радиостанции. Слышны переговоры диспетчеров, машинистов. Перед каждой станцией в эфире голос диспетчера называет номер нашего поезда и сообщает: «Вам зеленый!»
Сергей Слепцов подносит к губам микрофон и отзывается: «Понял, нам зеленый, посмотрите хвост поезда». Это для того, чтобы дежурный по станции, который выходит на перрон встречать каждый проходящий состав, посмотрел на последний вагон, все ли там в порядке, ведь поезд растягивается на сотни метров. Дежурный отзывается по рации: «Все в порядке, счастливого пути». Это своеобразная вежливость движенцев.
Иногда, увидев встречный грузовой или пассажирский поезд, идущий по нечетному пути, помощник Иван Лондарь открывает боковое окно с левой стороны, вглядывается, и, назвав в микрофон номер встречного, сообщает: «У вас все в порядке, счастливого пути». Такая вот взаимопомощь локомотивных бригад.

Диспетчер даёт «добро»
Наш поезд одиноко несется по заснеженной равнине Еврейской автономной области, за окнами кабины ни огонька. Мы одни на Транссибе? Нет, это впечатление обманчиво. В многоэтажном здании Единого диспетчерского центра управления (ЕДЦУ) на улице Калинина в Хабаровске есть особо режимное помещение. Оно напоминает средних размеров кинотеатр: во всю стену огромный компьютерный дисплей. Там, где в кино сидят зрители, множество рабочих мест диспетчеров, они могут вывести изображение со своего экрана на большой. Каждый диспетчер «ведет» свой круг. Они и называются «диспетчер круга».
Так повелось издавна, на схеме Транссиба от Хабаровска до Архары или, например, до Владивостока, вычерчивался вытянутый эллипс, и диспетчер отвечал за движение поездов «туда» и «обратно». Смена у диспетчера 12 часов. Перед началом работы - обязательный медосмотр. Даже в столовую они не ходят, есть специальная, хорошо оборудованная комната для приема пищи рядом с рабочим местом. Здесь работа всей Дальневосточной железной дороги как на ладони. Если, конечно, понимать условные знаки.
А.Л. Цаплинов, диспетчер поездной Владивостокского района управления Дальневосточной дирекции управления движением, стаж 3 года. Обслуживает поезда на ветках Уссурийск - Гродеково, Сибирцево - Новокачалинск, Смоляниново - Дунай, Барановский - Хасан.
-На моем участке сейчас несколько десятков поездов, - рассказывает Александр Леонидович и показывает на экране огромное количество разноцветных нитевидных линий. - Каждый маршрут имеет свой номер и именуется в просторечии «ниткой». Вот идет грузовой с лесом в порт, вот «налив», то есть цистерны, вот порожняк, вот рабочий поезд, где идут ремонтные работы. Я могу управлять отсюда каждой стрелкой, каждым семафором, каждым переездом.
А вот и пассажирские поезда «Океан» и «Восток». Я щелкаю курсором мышки на одну из таких ниток, и на экране появляется табло: фамилия машиниста, его рабочее время в пути (чтобы не было переработки, а то внимание ослабнет), средняя скорость, вид груза, количество вагонов и осей (в грузовом составе сейчас свыше 100 вагонов), выдерживание графика и другие параметры.
Перед прохождением пассажирского поезда я размещаю попутные и встречные грузовые поезда на путях промежуточных станций, чтобы дать ему «зеленую улицу». Ведь пассажирский поезд должен идти строго по графику. У меня под рукой есть связь, и я мгновенно могу связаться с машинистом любого поезда, запросить необходимые данные, дать указания. Чтобы «видеть» реальную обстановку, которую видит машинист на конкретном участке, каждый диспетчер раз в полгода лично проезжает свой «круг».
-А если вы не заметили чего-то опасного на «нитке»?
-То, что у меня на экране, видит и диспетчер в Москве, в главном диспетчерском центре, и это «дублирование» многократно повышает безопасность пассажиров. Диспетчер в Москве также видит каждый поезд, каждую стрелку и каждый семафор на моем «круге» и мои действия. В случае необходимости может связаться со мной, поправить.

Путь и мост
В России у «РЖД» имеется почти 150 тысяч километров главных рельсовых путей, десятки тысяч мостов, тоннелей, водопропускных труб. И ни один объект, ни один метр путей не являются «бесхозными» - за каждый отвечает конкретный человек, путеец. Два десятка километров Транссиба - в ведении Д.С. Кузнецова - мастера участка в ПЧ‑5. Он работает 17-й год, обслуживает верхнее строение пути, железнодорожный мост через Амур и подводный тоннель (хоть и законсервированный, но внимания требует).
-Главное - строго соблюдать все нормативы содержания и ремонта верхнего строения пути, - говорит Дмитрий Сергеевич. - Шпалы сейчас не деревянные, а более долговечные, железобетонные; «плети» достигают в длину нескольких километров. И меняем рельсошпальную решетку с помощью мощной техники. Зимой готовим технику, с помощью специального прибора на тележке «просвечиваем» рельсы. А скоро начинается сезон ремонта, будем менять износившиеся противоугоны, рельсовые подкладки, насыпать щебень.
Обеспечение безопасности пассажиров в пути - эта целая многоуровневая система, сложившаяся на железных дорогах России в течение почти 180 лет. Железные дороги России твердо стоят на страже прав своего потребителя.
Геннадий Ведерников.

 

Разработка сайта Web-студия Zavodd - разработка сайтов в Хабаровске

Яндекс.Метрика